Новости проекта
Научный семинар
Перенос и удаление уроков
Навстречу новым горизонтам с Парком высоких технологий
Станьте участником программы «Учитель для Беларуси»!
Знакомьтесь с героями Schools.by!
Награждение победителей конкурса
Голосование
Уважаемые посетители, чего бы вы хотели видеть больше на нашем сайте?
Всего 73 человека
Голосование
Уважаемые родители, из каких источников вы узнаёте об актуальных событиях, происходящих в учреждении образования?
Всего 56 человек
Голосование
Дорогие ребята, какие у вас планы на лето-2019?
Всего 48 человек

Внедрение модели психолого-педагогического сопровождения обучения, воспитания и развития учащихся с высоким уровнем учебной мотивации на I ступени общего среднего образования

Дата: 9 октября 2017 в 13:23, Обновлено 9 октября 2017 в 13:24

Цель инновационного проекта: повышение уровня обучения, воспитания и развития учащихся с высоким уровнем учебной мотивации на I ступени общего среднего образования посредством внедрения модели психолого-педагогического сопровождения

Достижение цели предполагает решение следующих задач:

1.Внедрить:

 психолого-педагогический инструментарий выявления учащихся с высоким уровнем учебной мотивации на I ступени общего среднего образования;

модель психолого-педагогического сопровождения обучения, воспитания и развития учащихся с высоким уровнем учебной мотивации на I ступени общего среднего образования;

методические рекомендации для учителей начальных классов для активизации познавательной активности по учебным предметам «Русский язык», «Русская литература», «Математика», «Человек и мир».

2.Повысить:

 уровень сформированности умений и навыков психолого-педагогического сопровождения участников инновационного проекта;

профессиональную компетентность администрации, учителей в сфере  обучения, воспитания и развития учащихся с высоким уровнем мотивации.

3. Создать:

систему информационно-методического, психолого-педагогического и организационно-методического сопровождения инновационной деятельности;

банк данных методических разработок учебных занятий, факультативных занятий, внеклассных мероприятий, созданных участниками инновационного проекта.

4.Обеспечить успешную преемственность между ступенями образовательного процесса через внедрение модели.

5.Обобщить  и тиражировать инновационный опыт посредством  внедрения модели в образовательный процесс.

Основная идея инновационного проекта, определяющая его новизну

Основная идея инновационного проекта, определяющая его новизну, заключается в разработке единых подходов и требований к процессу выявления учащихся с высоким уровнем учебной мотивации на ранних этапах обучения, внедрению наиболее эффективных моделей психолого-педагогического сопровождения обучения, воспитания и развития таких учащихся в различных условиях, что позволит успешнее решать задачу организации образовательного процесса в начальных классах.

Включение в образовательный процесс специально отобранных дидактических материалов, разработанных с учетом требований образовательных стандартов и дополняющих  действующие учебные программы, позволит успешнее решать различные дидактические задачи, повысить учебную мотивацию учащихся и включить их в активную познавательную деятельность, эффективно реализовывать компетентный подход в обучении.

Научная новизна заключается в систематизации процедуры выявления учащихся  с высоким уровнем учебной мотивации на I ступени общего среднего образования, внедрении модели психолого-педагогического сопровождения обучения, воспитания и развития учащихся с высоким уровнем учебной мотивации на I ступени общего среднего образования в  различных условиях, совершенствовании системы работы по поддержке учащихся, достигших высоких показателей в учебной работе.

Описание научных теорий и разработок

Внимание к проблемам одаренности диктуется социальным заказом общества и способствует интенсивному росту исследований в этой области.

Всестороннему изучению проблемы одаренности, сущности данного понятия способствовали труды таких зарубежных ученых, как А. Бине, Дж.  Гилфорда, Ж. Пиаже, Дж. Рензулли, Ч. Спирмена, Л. Торндайка, Л. Термена, В. Штерна и др. Их работы дали функциональное определение интеллекта, а также позволили разработать средства для его измерения. Эти ученые акцентировали внимание общества на ценности высокого интеллектуального потенциала, необходимости особой заботы об одаренных детях.

Далее разработка данной проблемы осуществлялась по нескольким направлениям: российским психологом A.M. Матюшкиным была разработана концепция творческой одаренности; интенсивно внедрялись теории и методики диагностики детской одаренности (И.С. Аверина, Д.Б. Богоявленская, Л.Ф. Бурлачук, Л.А. Венгер, К.М. Гуревич, А.И. Савенков, Е.И. Щебланова); изучались особенности мотивации в младшем школьном возрасте, развитие потребностно-мотивационной сферы (Божович Л.И., Волочков А.А., Вяткин Б.А., Локалова Н.П., Петровский А.В., Прохоров А.О.); разрабатывалась проблема прогнозирования развития одаренных детей и выдающихся достижений (Н.С. Лейтес, B.C.Юркевич).

Среди белорусских ученых, изучавших различные аспекты процесса становления детской одаренности, можно отметить Н.Ф. Вишнякову, А.И. Жука, Н.В. Кухарева, И.А. Малахову, В.Н. Наумчика, В.П. Пархоменко, В.С. Решетько, Т.М. Савельеву, И.И. Цыркуна и др.

         Анализ многочисленных разработок позволяет сделать следующие основные выводы:

           психологическим ядром общей одаренности (академической, интеллектуальной) являются умственные способности (или общие познавательные способности), вокруг которых выстраиваются творческие, эмоционально-волевые и мотивационные свойства личности;

          к мотивационным особенностям поведения детей с общей одаренностью  относится повышенная познавательная потребность, проявляющаяся в широкой любознательности и исследовательском поведении; повышенная потребность в умственной нагрузке; ярко выраженный интерес к учебной деятельности, интеллектуальная инициатива, надситуационная активность;

           основой организации работы с интеллектуально одаренными детьми в начальной школе является признание необходимости создания специальных условий их обучения и развития, направленных на обеспечение адаптивности образования в условиях информационного общества; оказание помощи ребенку в осознанном выборе индивидуальной образовательной траектории, развитии его когнитивного и творческого потенциала;

учебные программы для одаренных детей должны учитывать их специфические особенности, среди которых: способность быстро схватывать смысл принципов, понятий, положений; потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них; способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения. На практике это осуществляется за счет внедрения различных методик обучения, обеспечивающих развитие мышления и эмоционально-личностной сферы ребенка в процессе усвоения учебного содержания. Примером реализации этого подхода к обуче­нию являются, в частности, программы, создаваемые на основе теории развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова;

          выделяются следующие основные подходы к разработке содержания учебных программ: первый базируется на изменении количественных характеристик, второй – качественных характеристик, третий – комбинированный. К количественным характеристикам можно отнести объем содержания образования и темп его изучения; к качественным – структурное наполнение, интегрированность (межпредметную, личностных интересов), используемые формы организации образовательного процесса и т.д. Изменение количественных характеристик реализуется через стратегии ускорения и интенсификации, качественных – через стратегии обогащения и проблематизации;

при обучении одаренных детей необходимо использовать личностно-ориентированные технологии, что позволяет обеспечить «индивидуально-ориентированное образование», в центре которого находится уникальная, целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной самоактуализации;

одной из наиболее острых проблем одаренных детей является постепенное угасание одаренности, трудность дальнейшей реализации личностного потенциала. Данное явление во многом объясняется тем, что одаренные дети не имеют достаточного опыта преодоления трудностей прежде всего в познавательной сфере, практически никогда не встречаясь с серьезными препятствиями во время обучения. Для решения проблемы предлагается метод «развивающего дискомфорта», который предполагает формирование и развитие у школьников способностей и навыков активно действовать в ситуациях повышенной трудности и (или) временной неудачи;

главной задачей психолого-педагогической поддержки одаренности является не успешное усвоение специальных образовательных программ, а целостное развитие личности одаренного ребенка.

Подтверждение педагогической эффективности и социально-экономической значимости результатов апробации экспериментального проекта, которые положены в основу предлагаемой модели

Экспериментальный проект «Апробация модели психолого-педагогического сопровождения обучения, воспитания и развития учащихся с высоким уровнем учебной мотивации на I ступени общего среднего образования» был реализован в 2012-2016 гг. в шести учреждениях образования  Гомельской области.

         Анализ экспериментальной деятельности повысил  уровень учебной мотивации, успеваемости учащихся по учебным предметам «Математика», «Русский язык», «Русская литература», «Человек и мир», сформированности читательской грамотности, учебно-познавательных и учебно-информационных общеучебных умений учащихся, словесно-логического и творческого мышления учащихся экспериментальных классов, воспитанности по критериям «самостоятельность», «активность», «организованность» учащихся экспериментальных классов.

Использование  разработанных в ходе реализации экспериментального проекта методов и приемов обучения в начальной школе позволит обогатить традиционную методику обучения, способствуя процессу приращения интеллектуальных новообразований, повышая эффективность обучения каждого ребенка с учетом  его индивидуальных особенностей и способностей.

Описание структуры и содержания внедряемой инновационной модели

         Инновационная модель психолого-педагогического сопровождения обучения, воспитания и развития учащихся  с высоким уровнем учебной мотивации на I ступени общего среднего образования выступает как проект разрешения проблемы исследования. Разработка модели осуществлялась на основе системного (Б.Ф. Ломов, Э.Г. Юдин), личностного (В.В. Давыдов, А.В. Петровский, И.С. Якиманская), деятельностного (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин) подходов.

      

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.